Монумент Казанскому Коту в этом месте возвели не без оснований. Этот персонаж воплощает собой множество местных сказаний и мифов.
Существуют записи, утверждающие, что в давние времена в Казани обитала уникальная порода кошек. Эти животные отличались внушительными размерами, широкими мордами с выступающими лбами, пышными усами и большими, выразительными глазами. Они были известны своим остроумием и репутацией несравненных охотников на мышей.
В XVIII веке в Санкт-Петербурге произошла настоящая мышиная эпидемия, с которой не могли справиться местные кошки. Однажды, кто-то из дворян рассказал императрице Елизавете о казанских котах-мышеловах. Императрица незамедлительно отреагировала, издав указ о доставке 30 казанских кошек. Они быстро подтвердили свою репутацию, хотя Елизавета Петровна и приказала угощать их деликатесами, такими как баранина и рябчики.
"Кошачий гарнизон" Зимнего дворца позднее пополнила Екатерина Великая. Несмотря на то что императрица не относилась к кошкам с особым трепетом, она ценила их за способность защищать ее художественную коллекцию от грызунов. Во время своего визита в Казань Екатерина II приказала доставить ей еще 30 казанских охотников, которых затем выпустили в Эрмитаж. Говорят, что их потомки до сих пор стоят на страже величайшего музея России, оберегая его от мышиной напасти.